Основная конструкция карданных валов — силовая связь агрегатов, валы которых несоосны или расположены под углом, причем их взаимное положение может изменяться в ходе движения.

конструкция карданных валовРазвитие конструкций карданных передач связано с постоянным улучшением их эксплуатационных особенностей: надежности, долговечности, повышения КПД и возможности передачи вращения при увеличенных углах между валами.

Специалисты утверждают, что современный карданный вал — надежное изделие, срок службы которого порой сравним с ресурсом сопряженных агрегатов трансмиссии.

Однако на практике наблюдается то, что за период эксплуатации автомобиля этот узел дает о себе знать появлением различных стуков, шумов и неприятных вибраций.

Технология дефектовки подробно изложена в соответствующих руководствах. При этом большинство автопроизводителей рекомендуют производить замену карданного вала в сборе. А те, что допускают установку новых крестовин, предписывают после выполнения этой операции произвести динамическую балансировку вала, что сложно осуществить в условиях обычной автобазы.

 

По типу крепления карданные валы подразделяются на:

  • Карданы с крестовиной
  • Крестовина представляет собой крестообразный шарнир, который отвечает за совпадение осей вращения крутящихся элементов карданного вала

В настоящее время большинство заднеприводных автомобилей оснащаются карданными валами с крестовиной, однако, среди автолюбителей (в особенности тех, кому часто приходится ездить по бездорожью) практикуется их смена на карданы с шарнирами равных угловых скоростей с целью уменьшения вибрации. Особенно это актуально в автомобилях отечественного производства.

Выделяют также карданы рулевого механизма, которые оснащаются несколькими крестовинами

Карданные валы со ШРУС. Кардан с шарниром равных угловых скоростей, или ШРУС, считается наиболее удачным вариантом. Поскольку ШРУС способен перемещаться при передаче крутящего момента в любой плоскости, он исключает появление вибрации трансмиссии и предотвращает быстрый износ узлов и агрегатов. Кроме того, в карданах со ШРУС отсутствуют подвижные шлицевые соединения, которые нуждаются в регулярном обслуживании.

По материалу изготовления карданные валы бывают алюминиевые, чугунные и стальные. Последние встречаются в современных автомобилях наиболее часто.

На некоторых автомобилях применяются сдвоенные карданы – то есть карданные соединения, состоящие из двух или более частей. Такая конструкция позволяет избежать биения и вибрации вала на высоких скоростях.

Обычные длинные межосевые карданные валы на большой скорости могут изгибаться и давать дисбаланс, на составных механизмах этой проблемы нет. Составные валы чаще всего можно встретить, опять же, на внедорожниках и других автомобилях, рассчитанных на высокие скорости.

Отдельно следует выделить карданные валы с эвольвентными шлицами. Карданы со стандартным подвижным шлицевым соединением быстро изнашиваются и способствуют износу других агрегатов трансмиссии. Эвольвентные шлицы специальной формы исключают появление вибрации и продлевают срок службы кардана.